Иоанн Береславский - персональная страница выдающегося мыслителя современности.

Музыка / Играет блаженный Иоанн

БЛАЖЕННЫЙ ИОАНН БЕРЕСЛАВСКИЙ - МОЦАРТ.  Персональная страница выдающегося мыслителя современности.

Весь Моцарт – победа над смертью

БЛАЖЕННЫЙ ИОАНН БЕРЕСЛАВСКИЙ - МОЦАРТ.  Персональная страница выдающегося мыслителя современности.Моцарт – музыкальный и мистический гений. Как мистик, он выше всяких самых высоких мистиков: Мэйстеров Экхартов, Исааков Сирианиных, Марий Агред или Терез Авильских.

Весь Моцарт – победа над смертью. Это музыка смертного одра, переходящего в успенский и брачный. Невозможно не плакать, потому что Моцарт всегда на смертном одре.

Играешь Моцарта – побеждаешь смерть. Христиане не всегда способны победить смерть – лишь единицы из единиц. Большинство умирают со страхом смерти.

Менестрели – те, кто поют на струнах Миннэ. Они играли на четырехструнной лире: одна струна – миннэ, вторая – боннэ, третья – премудрость, четвертая – пурэ, чистота.

Миннэ – царство вечной любви. Какая может быть смерть?! Лишь жалкая провокация к еще более тесному сочетанию. Вот насколько велик Моцарт!

Мне никогда не забыть удивительный вопрос выдающейся поэтессы Беллы Ахмадулиной: "Как вы меня будете отпевать?" Важно не отпевать, а препроводить душу на успенский Брачный одр! Это возможно только, украсив тело белыми ризами.

Моцарт - музыкальный Христос

Христос – образец для христов, так Моцарт (согласно Чайковскому 'музыкальный Христос') – образец для всех композиторов. Моцарт был неподражаем, его обожали и Бетховен, Вагнер...
Тайна Моцарта: он был одинаково и равнозначно гениален в музыке и духовности. Он и духовно был маэстро – абсолютная величина.

Моцарт – великий синтез музыкального гения и духовного маэстро, чего нельзя сказать о Вагнере с его полетом валькирий, ладьей Лоэнгрина, граалевыми изысканиямии… Его сказание талантливо, но очень далеко от мистических высот, на которые восходил гений Моцарта.
Настоящий гений в искусстве, в отличие от таланта – тот, кто адекватно своему художественному дарованию, одарен духовно. Только такой художник может создать шедевр.
Остальные, даже феноменально одаренные композиторы и музыканты, если не ищут совершенной духовности и богопознания, не могу

Гейлигенштадское завещание Бетховена или симфония архетипического братства

БЛАЖЕННЫЙ ИОАНН БЕРЕСЛАВСКИЙ - МОЦАРТ.  Персональная страница выдающегося мыслителя современности.Бетховен – великий пророк и мессианистический помазанник. Его Девятая симфония выделяется из всего строя нашей 84-ой по счету цивилизации как торжественный ход в грядущую - 85-ю. Основная тема Девятой симфонии – отрицание настоящего миропорядка и полное в нем разочарование. Бетховен, чем больше глох, тем больше удалялся от мира. Весь миропорядок с его человеческими условностями казался ему ничтожным с высоты музыкальных и духовных сфер, в которых он обитал как помазанник.

Был случай, когда 17-летний Бетховен пришел к Моцарту домой, в его 'сумасшедший' дом. Моцарт играл в бильярд, рядом выли птицы, орали дети, сидя на горшке… В таких условиях жил гениальный композитор, сочиняя музыку только ночью. Бетховен стал играть, но его ипровизация показалась Моцарту очень мрачной. Он сказал, что нельзя так писать. Музыка должна быть светлая, а не мрачная. И Моцарт был прав.

В Девятой симфонии уже нет человеческой мрачности и трагичности. Бетховен не чувственен, но чувствителен. Чувственность задевает лишь поверхностные, ничтожные уровни, а чувствительность – сердечные, архетипические струны. Надо играть не чувственно, а чувствительно. Девятая симфония – светлое видение будущего, симфония Богоцивилизации. Бетховен прозревал цивилизацию будущего как прообраз всемирного братства, которого чает человечество.

Бетховен понял, что человечество не знает любви, люди должны принять друг друга в братские объятия и сочетаться в одно. Диалектика профетического, мистического миросозерцания в том, что в настоящем миропорядке братство невозможно. Никакими революциями, манифестами, реформами или гениальными личностями, которые увлекают за собой миллионы, его достичь нельзя.

Девятая симфония – предвестие вселенского катаклизма, разрухи, которую Бетховен переживает: разрушающиеся города, глыбы рухнувших небоскребов, огненный потоп – всё смешивается, уходит под землю в огонь. Это одно из самых утвердительных и разрушающих произведений. Оно предполагает разрушение старого мира, причем не столько внешнее, сколько духовных устоев прежнего человека и рождение богочеловечества. Уже первые звуки … – мерцающая заря богочеловечества.

В средней части симфонии звучит разруха старого мира. Бетховен, будучи глухим человеком, пишет два, три форте там, где слышит грохот литавр. Но даже разрушение мира – акт бесконечного милосердия. После бедственных, разрушительных аккордов вдруг звучит тема любви Миннэ… Никакого человеческого трагизма. Бетховен прозревает будующую светлую цивилизацию, но она невозможна в настоящем миропорядке.

И об этом я говорю Бетховену когда исполняю его произведения, а он – мне. У меня текут слезы, и я вижу это светлое будущее, которое прозревал Бетховен. В финале симфонии это прозвучит: 'Обнимитесь, миллионы!' Финал – гениальная ре-минорная кода (заключение). Она началась мрачно, но потом мгновенно разрослась в торжество, опять мелькнула зарница Миннэ, и… кончилось всё напряженно. Так Бетховен уловил ритм Богоцивилизации. Для музыки не существует последовательного времени: 1-я, 2-я, 3-я и 4-я часть. У нее другое – одновременное, единовременное время. Нужно уметь выразить все в 20-ти минутах 1-ой части! Если что-то не выразил и оставил на потом, то грош тебе цена.

Бетховен отрицает не свою музыку, а музыку Рима, вибрации цивилизации, которая не может сделать людей братьями, и они не могут принять друг друга в братские объятия. В мое исполнение Бетховена я попытался вложить очень сложное, динамичное и диалектичное, противоречивое содержание: видение Богоцивилизации, слезы и разрушение старого, необходимость отказаться от всего прежнего.

Когда играю Моцарта, то считаю, что он непревзойден, выше Бетховена. Каждое музыкальное творение нужно играть как наивысшее! Если играешь 36-ю симфонию Моцарта и считаешь, что 41-я лучше 36-ой, то сыграешь ее плохо. Всё должно быть абсолютно, ничего не может быть лучше. Есть предельная планка, и нужно говорить предельно.

Но Бетховен мне ближе, потому что Моцарт не смог достичь вселенского страстного. Он его не прошел, а только начал проходить. Братская могила, отравление – только начало той глухоты, которую Бетховен претерпел в 30 лет. По сути, они пошли одним путем, но наш брат Моцарт слег в братскую могилу Второй Соловецкой Голгофы, а Бетховен четверть века мучался глухотой, пока не прозрел в великом страстном музыку Девятой.

Гейлигенштадское завещание состоит не в том, что 'брат Карл позаботься, я оставляю свое наследство: кошелек тому-то отдашь, долги выплатишь…' Нет! Гейлигенштадское завещание – прозрение Бетховена, что однажды он напишет музыку, которая выйдет за пределы 84-ой цивилизации и сочетает всех людей вместе, несмотря ни на что.

Музыкологичность или принципы записи музыкальной мысли
(из личного опыта)

Читая книгу блаженного Иоанна о Моцарте, понимаешь, что музыкальная система, утвержденная в мире далеко не совершенна. Ноты – формализованные слоги слов. Рациональный подход к музыке привел к тому, что ее природа была изъята.

Музыка неразрывным образом связана с музыкальностью человеческой речи. Когда произносим слова, – делаем определенные акценты, задержки, паузы, повышения и интонационные ударения. В речи существует скрытая музыка, в музыке существует скрытая речь. Двигателем музыки является ее осмысленность. Речь содержит духовную, сферическую, смысловую, эмоциональную нагрузки.

Сама Музыка – род универсального языка, где Ноты – 'пустые стаканы', в которые предполагается 'наливать' смысловое содержимое. Сумма пустых стаканов выдается за музыку. Но важно найти вибрационно адекватный смысл. Положить написанное стихотворение на музыку занимает немало времени. Нужно перебрать все варианты, пытаясь их петь в разных манерах, чтобы найти соответствующий данному стихосложению.

В процессе такой работы как раз и открывается глубочайшая взаимосвязь между речью, поэзией и музыкой.

Есть и другая, более простая система записи музыкальной мысли. Любое произведение можно записать, иллюстрируя его определенной речью, стихосложением. Иногда нужно найти, или составить стихотворение, которое озвучит данную музыкальную фразу. Если трудно найти слоги, можно оставить ноты и так переменно – слова, ноты... Сама запись мелодии делается не нотами, а стихами. Вместо нот идут слоги, над ними – знаки: акценты, длинноты, повышение и понижение звука и т.д.

В формализованной музыке нет внутреннего наполнения. Формализация музыкального текста – следствие того, что из текста в целом изъяли содержание: само Слово запечатано, сердце больше не говорит. Существует только мертвящее и схоластическое, почти как римское богословие. Можно говорить о Христе, а Его присутствия нет, рассуждать – какой Он, выдумывать системы, ипостаси природ, сочетать их в мысленную виртуальную схему.

Так же в музыке: нет смысла, нет Слова. Как не говорит Христос, так не говорит и католическая музыка.
В средние века преследовалась любая говорящая музыка (Бетховен, Моцарт), в которой красноречиво выражены музыкальный Логос и то, что определяем древним термином 'музыкологичность', т.е. неразрывная связь музыки и слова. Если формализовать мысль, выкинуть содержание, то получится мычание: вместо стихотворения мычали бы слоги.

Сложная музыка, которую признают профессионалы, рождается не от математической верткости ума и способности выдумать трудные пассажи и взаимоотношения звуков. Она напрямую зависит от сложности выраженности человеческой речи. Когда человек говорит о высоких предметах, музыкальность его речи усложняется. Чтобы ее отобразить, требуются более сложные сочетания звуков. Вот, почему музыкальные звуки зависят от выражаемой мысли.

Иван Добрынин

О нас | На главную | Контакты | Все права защищены ©2015 Независимая Ассоциация Российских Религиозных Писателей и Философов. С-Петербург.
Copyright © 2001-2015. Запрещается какое-либо копирование или использование материалов без разрешения редакции. При цитировании ссылка (hyperlinks) на сайт обязательна.